Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в Альметьевске – это оценка соответствия проектной документации требованиям Законодательства РФ, строительным нормам, правилам и стандартам. Экспертиза проектной документации проводится уполномоченным государственным органом или юридическим лицом, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

Экспертиза проектной, сметной документации и результатов инженерных изысканий является важным этапом обеспечения безопасности возводимых объектов. Экспертиза устанавливает контроль соответствия градостроительной, предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству. Экспертиза отслеживает обеспечение в документации эксплуатационной безопасности, конструктивной надежности и устойчивости создаваемых объектов, высокого качества архитектурных решений, рационального использования природных ресурсов, а также материальных, энергетических и финансовых ресурсов.

Согласно данным статистики в последние месяцы негосударственная экспертиза становится всё более востребованной среди заказчиков. Основной причиной этого явления служит тот факт, что негосударственная экспертиза проектов отличается сроками проведения (в среднем: от 10 рабочих дней) и значительно более выгодной (по сравнению с госэкспертизой) ценой. Кроме того, результат негосударственной экспертизы является таким же официальным документом, как и положительное заключение государственной экспертизы. А значит, дает право оперативно получить разрешение на строительство.

В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» проектная документация капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта должна пройти обязательную экспертизу. С 1 апреля 2012 г. вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, внесенные Федеральным законом № 337-ФЗ от 28.11.2011 г., которые установили юридическое «равноправие» между заключениями государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Форма заключения и порядок его оформления устанавливаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2013 N 840)

В чем плюсы негосударственной экспертизы?

Чем строителей не устраивала система государственной экспертизы проекта? Обычно на этот вопрос отвечали тремя словами: "Долго, дорого, коррумпированно". По закону на экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, проводимых для ее подготовки, отводится не более 90 дней, но в реальности она может длиться годами. И даже система "одного окна" не позволяет эффективно оптимизировать процесс. Как говорят строители: "у одного окна по сотне форточек". Поданные документы часто отправляют на доработку, при этом сроки увеличиваются, а учреждения заполняют очереди из желающих пройти экспертизу. 

Появление и развитие института негосударственной экспертизы можете помочь заказчику-застройщику провести экспертизу в нужные ему сроки и по удовлетворительной цене. Негосударственные эксперты также смогут проводить экспертизу отдельных разделов проекта. 

Кроме проверки соответствия проекта требованиям нормативных документов по безопасности, может быть проведена оценка соответствия экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Возможен заказ оценки экономической целесообразности проекта и социальной привлекательности объекта. 

Неужели одни только плюсы?

Внедрение негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий связано с существенными рисками. Развитие нового вида услуг может привести к возникновению недобросовестных организаций, что отразится на качестве строительства. 

Теоретически орган по проведению строительной экспертизы может быть создан и на базе СРО, и в муниципальном образовании, и самим застройщиком. Поэтому возможно появление "карманных экспертиз" у крупных строительных предприятий. На рынке экспертизы могут появиться фирмы-однодневки, созданные для того, чтобы дать положительное заключение по конкретному проекту. Если объект после прохождения негосударственной экспертизы будет построен недолжным образом или его будет невозможно ввести в эксплуатацию, отвечать обязан негосударственный орган, осуществлявший экспертизу. Но он может перестать существовать или объявить себя банкротом.

Поэтому на государственном уровне было принято решение о том, что передавать функции государственной экспертизы проектной документации негосударственным организациям можно только при условии, что такие организации будут в состоянии отвечать за качество проведенной экспертизы и возмещать причиненный вред при выдаче ошибочного заключения. Чтобы избежать резкого снижения качества строительной экспертизы, законодатели предусмотрели три типа ограничительных мер для негосударственных экспертных организаций.

Во-первых, обязательное членство в СРО. Это позволит самим участникам рынка не допустить к проведению экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации недобросовестных участников и будет способствовать обеспечению безопасности строительства.

Во-вторых, четкое определения списка объектов капитального строительства, экспертиза проектной документации которых может осуществляться негосударственными организациями. Так, экспертиза особо опасных, технически сложных и уникальных объектов должна проводиться только государственными учреждениями. На государственном уровне должна сохраниться и проверка достоверности определения сметной стоимости объектов, строительство которых планируется за счет бюджетных средств. Поэтому эксперты-частники будут заниматься в основном экспертизой проектов строительства жилья и небольших предприятий.