Объединение двух и более систем менеджмента, работающих как единое целое, называют интегрированной системой менеджмента (ИСМ) в Батайске. Чаще других встречаются следующее сочетание - ISO 9001,ISO 14001 и ISO 45001/OHSAS 18001. Однако вариаций ИСМ существует гораздо больше, интегрироваться могут такие системы менеджмента, как ISO/IEC 27001, FSSC, ISO 22000 (HACCP), ISO 50001 и пр.

Подтвержденный факт:  если еще 10 лет назад задача по разработке и внедрению ИСМ стояла перед крупными экспорт-ориентированными предприятиями металлургической, перерабатывающей, химической отраслей промышленности, то сейчас ориентация на требования потребителя, инвестора, сотрудника и общественности является необходимым условием к сотрудничеству с производителями товаров народного потребления, обязательное условие квалификационного отбора в известные непродовольственные торговые сети.

Преимущества интегрированной системы менеджмента

Интегрированная система менеджмента – это совокупность систем, которые функционируют как единое целое. Именно их взаимное функционирование способствует устойчивому развитию, повышению  конкурентоспособности организации.

Другими преимуществами ИСМ являются:

  • вовлечение персонала всех подразделений организации в процесс разработки, внедрения и улучшения системы менеджмента;
  • объединение процедур и подходов (а, значит, экономия ресурсов) по выполнению аналогичных требований стандартов;
  • сокращение ресурсов на внедрение и обслуживание системы.

Для чего необходима интегрированная система менеджмента?

Для многих российских организаций, которые стремятся на равных конкурировать с западными компаниями, существенное значение приобретает сертификация на соответствие стандартам, признанным не только в России, но и за рубежом.

Интегрированная система менеджмента обеспечивает согласованность и структурирует действия внутри организации.

Интегрирование систем менеджмента, которые отвечают требованиям одновременно нескольких международных стандартов, является перспективой для стабильного развития организации или предприятия.

Важно отметить, что сертификация интегрированной системы менеджмента объединяет в себе преимущества каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента. Интегрированная система менеджмента (ИСМ) наиболее оптимально позволяет выполнить требования по повышению уровня экологии, безопасности, качества и пр.

Что дает ИСМ?

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:
 

  • дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;
  • запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;
  • сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;
  • длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;
  • >большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.
  • Определив, что интегрированные системы менеджмента выгоднее независимых, перейдем к вопросу построения ИСМ.

Выгоды от внедрения и сертификации

Внедрение и дальнейшая сертификация/оценка ИСМ (интегрированные системы менеджмента) позволит организации:

  • повысить эффективность использования ресурсов за счет снижения затрат на разработку, функционирование и сертификацию ИСМ (интегрированные системы менеджмента) по сравнению с суммарными затратами при нескольких автономных систем менеджмента (снижение количества разрабатываемых системных документов, исключение дублирования процессов и др.);
  • обеспечить согласованность действий внутри организации, минимизировать функциональную разобщенность в организации, возникающей при разработке автономных систем менеджмента, исключить дублирование формальностей;
  • создать условия для снижения конфликтов между различными системами менеджмента организации за счет единых политики, целей и задач;
  • обеспечить постоянное улучшение работы организации;
  • снизить риски менеджмента за счет того, что единая система обеспечивает учет последствий любого действия и связанные с ним риски;
  • повысить удовлетворенность потенциальных клиентов, поставщиков, инвесторов и других заинтересованных сторон;
  • повысить имидж организации;
  • увеличить нематериальные активы организации;
  • повысить мотивацию персонала и создать условия для создания единой корпоративной культуры за счет понимания каждым сотрудником своей роли в достижении единых целей организации, создания климата приверженности, улучшения обмена информацией;
  • снизить затраты на аудит за счет уменьшения количества необходимых аудиторских проверок.

Основные стандарты

  • ISO 9001 2015 (ИСО 9001 по ГОСТу Р ИСО 9001). Регулирование качества выполняется системой менеджмента качества (СМК). Цель — непрерывное продвижение в вопросах внедрения, разработки, улучшения показателей СМК. Исполнение требований потребителей, как предпосылка к росту их удовлетворенности услугами или продукцией компании.
  • ISO 14001 2015 (либо ИСО 14001 по ГОСТу Р ИСО 14001). Система менеджмента экологии (СЭМ). Цель — обеспечить предприятия нормативной базой для защиты окружающей среды.
  • OHSAS 18001 2007 (по ГОСТу Р 54934). Интегрированная система менеджмента профбезопасности и здоровья (СМПБ). Цель — поддержание на оптимальном уровне профбезопасности и здоровья в разрезе социально-экономических потребностей.
  • SA 8000 2008. Социальная ответственность. Т. е. комфортность труда персонала, его социальная защита, комплексная и всесторонняя реализация соцгарантий, а также этика ведения бизнеса, благотворительные цели и т. д.
  • ISO 27001. Управление безопасностью деловой информации, т. е. обеспечение её конфиденциальности согласно требованиям стандарта.
  • ИСО 22000 (по ГОСТу Р ИСО 22000), HACCP (по ГОСТу Р 56671) и др. СМ безопасности продуктов питания. Обеспечение безопасности продукции, а также чистоты, полной гигиены на производстве и др.

Виды интегрированных систем

Обычно компании внедряют интегрированные системы менеджмента, состоящие из нескольких (2+) стандартов одновременно, получая при этом соответствующие сертификаты. Наиболее распространённые варианты:

  • ISO 9001 + ISO 14001;
  • ISO 9001 + ISO 14001 + OHSAS 18001;
  • ISO 9001 + ISO 22000/FSSC 22000 (IFS, BRC и др.).